IV
В сочинениях,
трактующих об этике Ницше, его учение
о дарящей добродетели почему-то не
подвергается специальному рассмотрению:
в некоторых оно совсем обходится
молчанием, в других если и затрагивается,
то как-то вскользь и мимоходом. Между
тем, по нашему мнению, это — пункт очень
важный для надлежащего понимания и
оценки идеала сверхчеловека. Дело в
том, что здесь мы наблюдаем незаметный
переход мысли Ницше от индивидуализма
к универсалистическим тенденциям.
Что такое
дарящая добродетель?
В Also sprach
Zarathustra изображению этой добродетели
посвящается целая глава: «Von schenkenden
Tugend». Здесь рассказывается, как
ученики Заратустры подарили ему однажды
посох, на золотой ручке которого змея
обвилась вокруг солнца. Заратустра
обрадовался посоху и сказал по этому
поводу речь: «Скажите мне: каким
образом золото достигло высшей ценности?
Тем, что оно необычно и лишено полезности
(ungemein und unnutzlich), и блестяще и кротко в
блеске; оно всегда дарит себя. Только
как подобие высшей добродетели достигло
золото своей высшей ценности. Подобно
золоту светится взор дарящего... Необычна
и чужда пользы (unnutzlich — чужда утилитарности)
высшая добродетель, светла и кротка она
в своем блеске; дарящая добродетель
есть высшая добродетель... Вы стремитесь,
подобно мне, к дарящей добродетели. Ваша
жажда заключается в том, чтобы самим
сделаться жертвами и даянием, потому-то
вы и жаждете собирать все богатства в
душе своей. Ненасытно стремится ваша
душа к сокровищам и всему драгоценному,
потому что ненасытна и добродетель ваша
в желании дарить. Вы притягиваете все
вещи к себе и в себя для того, чтобы они
обратно текли из родника вашего, как
дары вашей любви». Приведенный отрывок
дает довольно ясное представление о
сущности дарящей добродетели. Это есть
вполне бескорыстное, чуждое всякой тени
утилитарности или расчета (unnutzlich),
стремление отдавать свое внутреннее
богатство всякому, нуждающемуся в нем,
чтобы и в других была такая же полнота
душевных сил. Стремление это возникает,
как естественный результат процесса
«самопреодоления» человека во
имя идеал полноты творческих сил души.
«Я учу вас о друге и об его переполненном
сердце», — говорит Заратустра. — Я
учу вас о друге, в котором стоит готовым
мир, как чаша добра (die Welf fertig dasteht, eine
Schale des Guten, о друге - творце, который всегда
может раздарить готовый мир». Полное
и всестороннее раскрытие сил и способностей
души рождает в человеке потребность
расточать свое внутреннее бо
...
Читать дальше »