Рассказывая о Сотворении мира, Священный автор пользуется научными представлениями его времени, лишь вкладывая в них сверхисторическое богословское и нравственное содержание. Это совершенно понятно, ведь Библия обращена не только к человеку XXI века, она в первую очередь была обращена к современникам.
Для Библейского автора Земля – это не шар, летящий в космосе. И когда мы читаем библейскую поэму о Сотворении мира, и когда читаем возвышенные псалмы, например 17-й, 103-й и другие, и во многих других местах Священного Писания мы сталкиваемся с древними космологическими представлениями.
А в те времена на Ближнем Востоке считалось, что Земля – это плоская поверхность, поддерживаемая столбами, погруженными в нижние воды. Над Землей подобно шатру раскинут купол. В рассказе о Сотворении мира он назван «твердью». Этот купол удерживает верхние воды от падения на Землю и ее затопления. Представьте себе мысленно эту картину. Бог творит мироздание. Согласно Библейскому рассказу, первоначально мироздание представляет из себя некую водную бездну, набор первоначального вещества, из которого позже явится космос. И вот Бог разделяет эту водную массу некоей перегородкой, можно сказать, стеной (у нас слово твердь). Это второй день Творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом».
В третий день Миротворения Господь освобождает земную сушу от покрывающих ее вод: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями».
Далее на суше появляются растения, а позже и жизнь, живая клетка.
На шестой день Бог творит человека и поселяет его в прекрасном саду – Эдеме, первозданном Раю, чтобы человек жил там в радости и блаженстве.
Когда некоторые критикуют Библейский рассказ за его «ненаучность», «допотопность», «наивность», они выказывают собственную наивность, если не сказать резче. Как писал Жан Даниелю, «наивность, скорее, состоит в том, что высмеивают, во имя своего представления о Вселенной, тот образ мышления, который был свойствен людям три тысячелетия назад, не догадываясь, по-видимому, что нет ничего более изменяющегося, чем представления о космосе, и что если бы Книга Бытие мыслила бы нашими понятиями, она устарела бы, по меньшей мере, через полвека».
И далее французский ученый добавляет: «Но если литературная и научная культура священных авторов, написавших первые главы Книги Бытие, является просто культурой человека их времени и представляет определенный момент в истории цивилизации, то истины, провозвещаемые ими, не являются плодом эволюции идей, но восходят к другому порядку, который есть также порядок истории, но в совершенно другом смысле слова. Что для нас важно в первых главах Книги Бытие, это то, что они свидетельствуют о главном событии подлинной истории, истории Истины, Священной Истории».
Библейские авторы не были свидетелями описываемых ими событий. Никто из них не присутствовал при Сотворении мира. Сам Господь иронично спрашивает древнего праведника Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?»1. Боговдохновенные мужи узнали о Сотворении в результате Откровения Божия. Еще раз напомню: Бог им открыл не как, а зачем. Бог не поощряет праздное любопытство, не имеющее отношения к Спасению. О том, как устроена Вселенная, как работают физические, химические и иные законы, вложенные в мироздание, человек, когда придет время, сам узнает: раскопает, расшифрует, пронзит телескопическим взором космические глубины и проч. Для того Бог и дал человеку разум, чтобы он изучал и познавал мир. Но Бог говорит о том, до чего самостоятельно человек никогда не додумается: почему создается мир, к чему Бог призывает человека… Об этом очень точно сказал М. В. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению… Наука и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя».
Священный автор не боится, говоря о Сотворении мира, вкладывать сверхисторические истины в космогонические представления его времени. Более того, Библейский автор не боится пользоваться существовавшими до него мифологическими представлениями, попросту говоря мифами. И до создания Библии на Древнем Востоке были известны рассказы о Рае, о первых людях, о Грехопадении, о Потопе. Но Священный автор никогда не копирует эти языческие истории. Можно сказать, что в известный сюжет вкладывается совершенно новое содержание. Если сравнить библейские рассказы с параллельными текстами вавилонских, ханаанских и египетских мифов, мы увидим, что Библейский рассказ не по форме, а по содержанию радикально им противоположен.
Почитанию идолов и многобожию, которыми насыщены языческие мифы, Библейские писатели противопоставляют великие утверждения о Едином Истинном Боге. Эта богословская полемичность Библии против языческих культов проявляется даже в деталях, на которые сразу и не обратишь внимания. Например: всем известно, что язычники обожествляли светила, поклонялись им, считали, что светила могут определять их судьбу. Отсюда родилось особое языческое учение – астрология. Считалось, что звезды созданы раньше нашего мира, если они не боги, то во всяком случае как-то божественны.
Библия полемизирует с этим учением. Богом просвещенный Библейский автор нарочно помещает сотворение светил в четвертый день Творения, после творения Земли, растений… и настойчиво указывает на их функцию: светить на Землю и указывать время «и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Только так, и не более. Звезды не божественны. Это просто гигантские светильники.
И все же есть в этом Библейском рассказе что-то, что не позволяет нам объявлять его лишь ближневосточным мифом, ограненным рукой Боговдохновенного автора. Поясню, что я имею в виду.
Представьте, что вы – древний человек и ничего не знаете о современном учении о происхождении нашего мира, населяющих его живых существ. Не слышали об эволюции, о постепенном возникновении и развитии жизни. И собираетесь об этом написать вдохновенную поэму. Откуда, скажите, вы узнаете, догадаетесь, что ли, о том, что сначала была создана Земля, потом на ней появились растения, потом в воде возникла жизнь, далее над планетой стали летать насекомые, птицы, наконец, возникли млекопитающие и после всех – человек? Это как раз научные данные последних столетий. А несколько тысяч лет назад «догадаться» об этом было просто невозможно.
Итак, элементы научного мировоззрения, как ни странно, присутствуют, несомненно присутствуют в Библейском рассказе. Почему? Может быть, это один из Божиих знаков современному человечеству, верящему только научному опыту и данным современных знаний. И поэтому попытки некоторых авторов и богословов, от древних до современных, как-то согласовать Библейское сказание с естественнонаучными данными не выглядят неуместными.
…В нашей книге мы поговорим всего лишь о первых главах Библии, точнее, о первых главах самой первой библейской книги – Бытие.
Всего несколько страниц, но очень важных страниц. Этот текст – не хроника исторических событий, не экскурс в историю геологии или археологии. Перед нами – рассказ о грандиозном событии – Рождении Вселенной. Перед нами – три участника этого события: Бог, мир, человек. И в первых своих главах Библия нам показывает, как эти участники общаются.
– Библия показывает Бога как Отца, из рук Которого выходит совершенное творение.
– Библия говорит о замысле Божием относительно мира и человека.
Наконец, мы узнаем, как отнесся к Божественным замыслам сам человек: со смирением ли, с радостью, или с жадностью и непослушанием. Поистине, как озаглавил один современный богослов свой рассказ о первых главах книги Бытие, это «"Увертюра” ко всей Библии» (свящ. Бернардо Антонини). Сотворение мира и человека.
|