"Всем бхагаватам прошлого и будущего,
а также Анаами Бабе, чьи лотосовые стопы
растоптали мой интеллект".
Анаами Дасс.
"Если бы я знал Анаами Бабу,
стал бы я зеркалом русской революции?"
Лев Толстой.
"Анаами Баба" означает "безымянный дедушка". Не смотря на то, что автор
никогда не встречался с Анаами Бабой и не имеет никаких доказательств его
существования, он свято верит, что этот человек ходил по земле и давал
подзатыльники всем сонным бхагаватам. Джаи Махамайя ки джаи! Итак:
1. Анаами Бабу спросили:
-- Что такое Дао?
-- Это поток,-- ответил Баба.
-- Для чего он?
-- Чтобы быть с ним в гармонии.
-- Что для этого нужно делать?
-- Ничего.
-- Ничего не нужно делать?!
-- Нужно ничего не делать.
2. Когда в старости Анаами Баба потерял зрение, он говорил:"У Бодхидхармы
было тысяча глаз и лишь один истинный, а у меня -- ни одного, и проблема
отпадает сама собой!"
3. Анаами Бабу постоянно доставали разные бхагаваты, желавшие, чтобы он
дал им посвящение или стал их гуру, поэтому он решил пойти им навстречу и
дал объявление в газету:"Анаами Баба проводит набор в тоталитарную секту с
резко выраженным деструктивным культом самого себя. Понедельник --
зомбирование, среда -- подготовка и осуществление массовых терактов,
воскресенье -- ритуальные самоубийства". Месяц Бабу никто не беспокоил.
4. Анаами Бабу спросили, помогает ли пост в духовной жизни?
-- Не помогает,-- ответил Баба.
-- А во всех книгах написано, что помогает.
-- Тогда поститесь,-- пожал плечами Баба.
5. Анаами Бабу спросили:
-- Бабаджи, почему у вас такие длинные волосы и борода? Только не
говорите, что "просто позволяете им расти"!
-- Хрен с вами, зовите цирюльника,-- вздохнул Баба и обрился наголо.
6. Анаами Бабу спросили, обладает ли собака природой Будды? "Природа
Будды,-- ответил Баба,-- не вещь, которой можно обладать, и даже Будда не
обладал ею. В собаке нет природы Будды, а в природе Будды нет собаки. У
меня тоже ничего нет, а у вас -- есть".
7. Анаами Бабу спросили, почему он не хочет иметь последователей? "Если я
буду иметь последователей,-- разъяснил Баба,-- то рано или поздно они
поимеют меня".
8. Анаами Бабе надоели постоянные вопросы, есть Бог или нет, и он
сказал:"Быть или не быть -- это Его личное дело и меня оно не касается.
Откуда могу знать я? Меня нет".
9. Анаами Бабу спросили, что есть истина? "Вы что, оглохли?"--
поинтересовался он через минуту, проведенную в молчании.
10. Анаами Бабу спросили, какое имя Бога истинно?
-- То, на которое Он отзывается.
-- Как зовешь Его ты?
-- Если Ему надо, Он сам зовет меня.
-- Что Он говорит тебе?
-- Нам не о чем разговаривать.
11. Один бхагават пожаловался Анаами Бабе, что не может выбраться из сетей
Майи, иллюзии.
-- В чем же дело?-- поинтересовался Баба.
-- Настала эпоха Кали-Юги, теперь Майя практически неразрушима.
-- Как же ты преодолеваешь ее?
-- Повторяю мантру "Джаи Рам!"--"Почтение Раме!"
-- Ты оказываешь почтение Раме и Он не препятствует тебе, видишь, как
работает вежливость? Я дам тебе другую мантру,-- сказал Баба.-- Отныне
повторяй:"Джаи Махамайя ки джаи! Джаи Кали-Юга ки джаи!"
12. Анаами Бабу спросили, кто был его учителем? "Легче спросить, кто им не
был"-- ответил Баба.
13. Анаами Бабу спросили, в чем суть страдания, и он дал вопрошающему по
шее:
-- Больно?
-- Больно, Баба...
-- То-то и оно.
14. К Анаами Бабе пришла группа бхагаватов и после некоторого общения у
него спросили, почему он такой кайфовый Баба, а они такие озабоченные
бхагаваты? "Вы слышите свирели скорбный звук?"-- процитировал он Руми и
многозначительно поднял палец.
15. "У вас что, совсем нет сердца?"-- спросил один бхагават Бабу после
очередной его выходки и Анаами Баба заплакал.
16. "Когда-то я хотел творить чудеса,-- признался Анаами Баба,-- но не
мог. А теперь могу, но не хочу".
17. В молодости Баба совершил хадж в Мекку. "Какую заслугу ты приобрел
этим?"-- спросили его позже. "Мозоли на ногах"-- мрачно ответил Баба.
18. Однажды какой-то бхагават затащил Анаами Бабу в кинотеатр на индийский
фильм. "Вот жопа"-- пробормотал Баба через полчаса и дематериализовался.
19. Анаами Баба совершал утреннее омовение в Ганге, когда увидел
недогоревший человеческий труп, проплывающий мимо. "В воде не тонет, в
огне не горит"-- придумал загадку Баба.
20. Анаами Баба пришел в мечеть послушать чтение Корана и когда дошло до
слов:"Будь! И все стало", Баба поднялся со своего места, промолвив:"Не
будь!"-- и все прекратилось.
21. "Бабаджи, почему я никогда не вижу вас медитирующим?"-- недоумевал
один бхагават. "Действительно, почему?"-- спросил Анаами Баба и
внимательно посмотрел на бхагавата.
22. Однажды Бабу посадили в тюрьму за бродяжничество на два месяца, но,
поскольку один из тюремщиков был большим бхагаватом, Баба вышел только
через два года, когда тюремщика перевели в другое место. "Сукин сын любил
меня"-- вспоминал Анаами Баба.
23. Анаами Бабу спросили:
-- Баба, вы подвластны закону кармы?
-- Если ты толкнешь меня, я упаду.
-- В этом случае толкаю я и карму зарабатываю я. Хорошо, спрошу иначе, что
будет, если вы толкнете меня?
-- Тогда упадешь ты.
24. Анаами Баба умер посреди улицы. Он весь день играл с детьми, а когда
стемнело, стали раздаваться крики матерей, зовущих своих чад домой, и дети
один за другим покинули улицу. Когда Баба остался один, его глаза
заблестели. "О, меня тоже зовут домой"-- прошептал он и оставил тело.
25. Анаами Бабу спросили, можно ли есть мясо? "Почему вы спрашиваете
разрешения у меня?!-- возмутился Баба.-- Спросите у мяса! Видите эту
корову? Подойдите к ней и, если она разрешит, можете умять ее со всеми
потрохами".
26. Однажды на даршан к Анаами Бабе пришел премьер-министр.
-- Зачем ты пришел?-- спросил Баба.-- Хочешь стать великим святым, как я?
-- Бабаджи,-- улыбнулся министр,-- я и надеяться на это не смею.
-- Правильно,-- одобрил Баба,-- надежда убивает. Хочешь стать великим
премьер-министром?
-- Если на то будет ваше благословение,-- обрадовался премьер.
-- Неправильно,-- заключил Баба.-- Хрен тебе.
27. Анаами Дасс был единственным учеником Анаами Бабы. Когда он первый раз
пришел к Бабе, тот спросил:
-- Как тебя звать, сынок?
-- Как хочешь Баба,-- ответил он.
-- Будешь моим слугой.
-- Вы нуждаетесь в служении?
-- Это ты в нем нуждаешься, глупец,-- засмеялся Баба.
28. "Одни говорят, что Бабаджи утонул,-- рассказывал Анаами Дасс,-- другие
утверждают, что сгорел во время лесного пожара, но правда в том, что он
жив и по сей день. Где он живет?"
29. Анаами Баба учил Анаами Дасса искусству медитации:"Сядь в тихом и
спокойном месте... впрочем, можешь стоять или идти куда-нибудь, если
надо... Закрой глаза... или открой, если хочется... Собери все свое
внимание... то есть рассей его... нет. Помни одно -- дхьяна должна... А!
Забудь об этом. Принеси молока".
30. "Что такое самадхи?"-- спросил Анаами Дасс. "Ну-ка посмотри на меня"--
повелел Баба.
31. Один бхагават попросил Анаами Бабу прочитать его мысли. "Рупию!"--
насупился Анаами Баба и бхагават дал ему рупию, но Баба ничего читать не
стал.
32. "В чем суть вашего учения?"-- спросил Анаами Дасс. "Суть учения,--
сказал Баба,-- находится в самом учении, так же, как и смысл жизни -- в
жизни, вода реки -- в реке, а сердце человека -- в человеке".
33. После встречи с Бабой Анаами Дасс оставил свой дом, чтобы следовать за
своим учителем, и когда через несколько лет они проходили мимо этого уже
полуразвалившегося здания, Баба предложил войти. В доме поселилась
бродячая собака с маленькими щенками и когда Анаами Дасс вошел вовнутрь,
ему досталось несколько болезненных укусов. Он стал искать во дворе палку
для непрошенной гостьи, но Баба, смеясь, остановил его:"У нее есть дети,
значит, есть что защищать. У тебя нет ничего, этот дом -- больше не твой,
или ты думаешь иначе? Будем спать во дворе".
34. "Что вы со мной делаете?"-- время от времени сокрушался Анаами Дасс.
"Только то, что ты позволяешь"-- невозмутимо отвечал Баба.
35. "Анаами Дасс, ты загрустил?-- спросил Баба.-- Я тоже чувствую печаль".
-- Как святой может чувствовать печаль?
-- Может,-- заверил Баба.-- Единственное, чего святой не может, это идти у
нее на поводу.
36. "У меня болит голова,-- сказал Баба Анаами Дассу,-- пожалуйста, отрежь
ее". Анаами Дасс застыл в изумлении. "Я что-то не так говорю?--
полюбопытствовал Баба.-- Разве это не путь всех садху -- пытаться отсечь
страдание, а не его причину?"
37. Анаами Баба и Анаами Дасс совершали паломничество к святым местам и в
дороге у них закончилась вся провизия.
-- Что мы будем сегодня есть?-- спросил Анаами Дасс.
-- А чего бы ты хотел?-- поинтересовался Баба.
-- Немного хлеба и молока, если можно.
-- А что у нас есть?
-- Ничего, Баба.
-- Тогда на чем был основан твой вопрос, на твоих желаниях или на реальном
положении вещей? Если у нас ничего нет, Анаами Дасс, то и есть мы ничего
не будем,-- радостно сообщил Баба.
38. Анаами Баба и Анаами Дасс зашли в храм Шри Кришны. "Посмотри на этих
людей,-- сказал Баба,-- они раскрывают свои сердца каменным изваяниям,
молятся им и медитируют на них. А это не Кришна, это всего лишь камень.
Откуда же возникает любовь?" Анаами Дасс не знал, что ответить, но все же
предположил:"Может быть, играет роль то, что камень имеет форму Кришны?"
Глаза Бабы сверкнули:"Анаами Дасс, ты слишком долго хотел получить от меня
тантрическое посвящение в садхану, это время пришло. Где твоя миска для
еды?"-- и Баба заставил Анаами Дасса медитировать на свою миску, распевать
для нее мантры и молиться ей. Через год Анаами Дасс сказал:"Любовь
возникает ниоткуда, Баба. Я мог бы сказать -- из сердца, но это одно и то
же". Тогда Баба взял у Анаами Дасса миску и разбил ее.
39. "Эй, Анаами Дасс!"-- крикнул Баба и Анаами Дасс обрел просветление.
"Сукин сын, ты что, оглох?"-- заорал Баба и Анаами Дасс потерял
просветление.
40. "Иногда меня трудно понять,-- признался Анаами Баба,-- но это не
мешает делу, ведь какая польза в том, чтобы понять меня? Поймите себя".
41. Анаами Бабу спросили, кем он был в прошлой жизни? "Прошлое -- это
уловка ума"-- ответил он.
42. Анаами Бабе захотелось грибов, он пошел в лес и принес ведро поганок.
"Вам жить надоело?!"-- ужаснулся Анаами Дасс. "С какой стати ты обязываешь
меня различать желания?-- возмутился Баба.-- Желание это только желание,
будь то желание жизни или грибов. А ты что, НЕ ХОЧЕШЬ?"
43. "Ум -- как автомобиль,-- сказал Анаами Баба,-- его скорость дарит
такое счастье, а столкновение с ним -- такую боль!"
44. Анаами Баба и Анаами Дасс пили чай. "Ты дурак,-- сказал наконец
Баба.-- Зачем тебе Бог? Пей чай".
45. У Анаами Бабы спросили, кто достоин большего почитания -- Брахма,
Вишну или Шива? "Брахма заварил всю эту кашу с сотворением мира,-- отметил
Баба,-- за что его уважать? Но Брахма -- это зеленые почки, первое тепло,
цветущие деревья и весенний ветерок... Вишну старается сохранить Майю,
вращая колесо сансары, и это подло по отношению к вам. Но Вишну -- это
знойный летний полдень над неподвижным прудом и песня одинокой кукушки...
Шива разрушает все, что построили предыдущие два глупца, и у него совсем
нет жалости к ним, а это жестоко. Но Шива -- это также и запах желтых
листьев в прозрачном осеннем воздухе и первый снег... У меня совсем нет
почтения к этой троице, но они так красивы, и как мне не любить их?"
46. У Анаами Бабы спросили, любит ли он музыку? "Все это ерунда,-- ответил
он,-- по сравнению с тем, что музыка любит меня".
47. У Анаами Бабы спросили, на сколько планов делится Существование?
"Существование не делится,-- объяснил Баба,-- его делят такие дураки, как
ты".
48. Анаами Баба и Анаами Дасс ночевали под открытым небом. "Посмотри на
Луну, Анаами Дасс,-- сказал Баба,-- в ней -- целое учение. Луна мертва и
наполнена бездействием, однако она отражает солнце точно так же, как
святой -- Бога. А вокруг -- тьма".
49. Один бхагават написал про Анаами Бабу книгу и пошел к нему за
разрешением издать рукопись. "Ух ты!-- сказал Баба.-- Дай почитать".
Бхагават принес ему толстую папку с плодами своих бессонных ночей и Баба в
тот же день успешно потерял ее.
50. Когда Анаами Баба был в Мекке, он вспомнил про гуру Нанака и решил
полежать ногами в сторону Каабы, чтобы подразнить мусульман. Его увидел
первосвященник, но тоже вспомнил про гуру Нанака и решил, на всякий
случай, Бабу не трогать.
51. В молодости Анаами Баба еле сводил концы с концами и единственным
источником его доходов было то, что он продавал мантры.
-- Бабаджи,-- пожурил его кто-то,-- не пристало садху торговать Богом.
-- Вы не купите у меня Бога даже при желании,-- возразил Баба,-- но
специально для вас у меня есть отличная мантра!
52. "Не могли бы вы выразить свое учение одним словом?"-- спросил Бабу
Анаами Дасс. "Мое учение?-- захохотал Баба,-- Расслабься, сынок!"
53. Однажды к Анаами Бабе привязалась проститутка и ей даже удалось
затащить его к себе домой. Она перечислила ряд услуг, которыми за
небольшую плату мог воспользоваться Баба, но он только махнул рукой:
-- Это все ерунда! Твое тело не стоит даже этого. Я заплачу, сколько ты
захочешь, если ты дашь мне свою любовь.
-- Такие вещи нелегко продавать,-- возразила женщина.
-- Тогда ты плохая проститутка,-- заключил Баба.
54."Есть,-- сказал Анаами Баба,-- есть такое слово "надо!". Но я им не
пользуюсь".
55.Или вот еще:
- Учитель, в чем сущность Дзэна?
- Ну, ты и дурак... Я думал, только в книжках такое можно спросить, для
наглядного примера.
- Но Бабаджи...
- Не испытывай моего терпения, Анаами Дасс, иди на хуй!..
56.Однажды на даршан к Бабе пришло несколько бхагаватов и каждый по
очереди подходил к нему с личной просьбой.
-- Тебе чего?-- спросил Баба очередного бхагавата.
-- Я пришел к вам, чтобы обрести Свободу...
-- Свободен,-- сказал Баба.-- Следующий.
57.Однажды ход мыслей Анаами Бабы принял такой дурацкий оборот, что он не
на шутку перепугался, что впадает в старческий маразм, но сразу же
успокоился, когда понял, что просто случайно настроился на ум Анаами
Дасса.
"Анаами Дасс, почему я могу читать твои мысли?" - спросил Баба.
"Не знаю, Бабаджи. Почему?"
"Потому что это не твои мысли" - ответил Баба.
"А почему я не могу читать ваши?"
"Потому что это не твои мысли" - проникновенно повторил Баба и постучал
Анаами Дасса по лбу.
58.Когда Анаами Баба приходил в храм Шивы для поклонения, он зажигал самые
вонючие благовония, какие только мог найти. Кто-то наконец не выдержал и
спросил, как же так можно? "А я не затягиваюсь" - невозмутимо ответил
Баба.
59."Брось ты этих кришнаитов, Анаами Дасс! - не выдержал как-то Баба. -
Это ложное учение".
"То есть оно не способно привести к просветлению?"
"Ну, это ты загнул! Если я называю учение ложным, это не значит, что оно
не способно привести к просветлению, - высказался Баба, - потому что к
просветлению может привести все, что угодно"
"С какой же стати мне тогда бросать кришнаитов?!"
"Потому что это ложное учение, тупица!"
"То есть, - вкрадчиво спросил Анаами Дасс, - вы хотите сказать, что
кришнаиты - мудаки?"
"Заметь, Анаами Дасс, - поднял палец Баба, - не я это сказал!"
60."Бабаджи, вы умеете передвигать свою точку сборки?" - однажды спросил
Анаами Дасс на свою голову.
"А что это такое, точка сборки?"
"Ну, это точка, в которой зафиксировано ваше сознание..."
"Во-первых, сознание не мое, - отрезал Баба, - а во-вторых, оно нигде не
зафиксировано..."
"А в-третьих?" - участливо поинтересовался Анаами Дасс.
"А в-третьих, вот!" - сказал Баба и, треснув Анаами Дасса по шее, задвинул
его точку сборки в такое место, что глупых вопросов Анаами Дасс никогда
больше не задавал.
61."Когда я был молодым бхагаватом, - рассказывал Анаами Баба, - мой гуру
часто говорил мне, что я и есть Брахман, но я все равно просил дать его
мне посвящение в какую-нибудь практику... Наконец, он не выдержал и
сказал, что отморозкам вроде меня традиционно предлагается пранаяма -
способ выработки психического тепла, и действительно - в конце-концов я
оттаял... Ты понимаешь, о чем я, Анаами Дасс? Анаами Дасс!! Эй!!!"
62."Если у камня нет мыслей, - спросил Анаами Дасс, - то чем это
отличается от медитации?"
"Медитация, - ответил Баба, - это умение слушать, а не молчать. Иначе я
мог бы просто дать тебе этим камнем по голове, приведя вас к общему
знаменателю..."
63."Вы постоянно бьете меня, Бабаджи, - пожаловался Анаами Дасс, - когда
же это кончится?!"
"Это ничто, - усмехнулся Баба, - по сравнению с тем, что ты мне скажешь,
когда я тебя убью"
64."Бабаджи, неужели вы ни в чем не нуждаетесь?!" - спросили как-то Бабу.
"Ну, почему же, - возразил он, - просто мне нет нужды горевать по этому
поводу"
65."Моя жизнь была исполнена страданий, - признался Анаами Баба, - пока я
считал ее своей. Люди всегда тормозят, когда дело касается того, что кому
принадлежит"
66."Бабаджи, я достиг нирвикальпа-самадхи!" - похвастался Анаами Дасс.
"Ну, и как там?" - заинтересовался Баба.
"Почему вы спрашиваете?! Вы-то об этом лучше меня должны знать"
"Ну, - сказал Баба, - когда-то я там действительно побывал, но это было
так давно, что я все забыл"
"А где же вы каждый раз находитесь, когда сидите в своем кресле с
закрытыми глазами?"
"Я просто сижу в своем кресле, закрыв глаза"
"Это и есть нирвикальпа-самадхи" - помолчав, сообщил Анаами Дасс.
"Правда? - удивился Баба. - Вот, значит, как это называется..."
67.Когда у Анаами Бабы выпал последний зуб, он заметил, что это сделало
его лишь еще более загадочным. На вопрос Анаами Дасса:"Почему?" Баба
ответил:"Пошому што пошимать меня штало ешо более шатрудшительно"
68. "Ты любишь меня, Анаами Дасс?"-- спросил Баба.
-- Не люблю, Бабаджи,-- признался Анаами Дасс.
-- И я тебя тоже -- нет.
-- Может быть, поэтому наша любовь не знает границ?-- спросил Анаами Дасс
и Баба засмеялся.