С.П.Знаменский
Публикуется
по изданию "Ницше: pro et contra"
издательства
Русского Христианского гуманитарного
института,
Санкт-Петербург, 2001 год
Прежде чем
излагать учение Ницше о сверхчеловеке,
мы считаем необходимым сделать, несколько
замечаний о личности этого мыслителя,
рассматривая ее в связи с его произведениями,
в связи с характерными особенностями
развиваемых им идей.
Все сочинения
Ницше носят сильную субъективную
окраску, а некоторые из них, например
«Так говорил Заратустра», являются
настоящей автобиографией, историей его
души. В них ярко выступает пылкий
темперамент Ницше. В самом языке его
произведений, в его стиле, ритме речи
как бы слышится нервный пульс автора.
Резкие скачки идей и мыслей в изложении
отражают его внутреннюю, душевную
неуравновешенность. Он пишет отрывочно,
афористически, излагает обычно свои
мысли во всей непосредственности их
психологической ассоциации. Он решительно
неспособен к последовательному,
логическому мышлению, к тщательному
анализу своих идей, успевши еще до конца
развить свою мысль, он уже бросает ее и
переходит к другой, вследствие чего его
сочинения представляют какой-то хаос
суждений, взглядов, воззрений. Желающие
хоть сколько-нибудь систематизировать
его взгляды и воззрения, уложить их в
определенные схемы, становятся в тупик,
затрудняясь найти объединяющую идею,
из которой все остальные вытекали как
выводы из логической посылки. Оценивающие
его взгляды с философской точки зрения
находят у него массу противоречий,
конгломерат разных теорий и доктрин.
Критики его этических воззрений склонны
видеть у него полную моральную
беспринципность, и даже моральный
нигилизм. Одним словом, со всех сторон
комментируют у него полую анархию мысли
и вместе с тем обычно выносят всей его
философии отрицательный приговор.
Правда, некоторые усматривают у него
присутствие здоровых суждений и ценных
отдельных соображений, но эти элементы
мысли остаются в тени и редко выдвигаются
на первый план. Нам думается, однако,
что критики в учении Ницше нашли бы
немало и положительных элементов, если
бы только подходили к его сочинениям
не с внешне формальной точкой зрения,
а с внутренне-психологической, которая
одна только дает возможность слышать
и понимать душу автора, и вместе с тем
и душу его учения. Часто говорят о том,
что для лучшего понимания того или
другого учения необходимо рассмотреть
его в генетической связи с биопсихологией
автора, проследить его происхождение
изнутри пуши самого творца. Тем не менее
на деле редко придерживаются этого
метода и учение того или другого мыслителя
исследуют сначала и прежде всего н
...
Читать дальше »