|
Главная » 2009 » Ноябрь » 16
VII
«Гораздо
истиннее то, когда из собственного
пламени рождается собственное учение,
— говорит в одном месте Заратустра (Von
den Priestern). Учение Ницше о сверхчеловеке
родилось из пламени двух чувств, присущих
его натуре, именно, чувства художника-творца
и чувства человека с несомненным
нравственным закалом души. Мы только
что перечислили те пункты его учения,
в которых, по нашему взгляду, сказалось
благотворное влияние художественной
стихии. Она много содействовала углублению
этого идеала и совершенно парализовала
носящиеся в современной моральной
атмосфере веяния утилитаризма, гедонизма
и эвдемонизма.
Надо однако
заметить, что со стороны художественной
стихии возможны и влияния, не совсем
благоприятные для нравственного учения.
Дело в том, что односторонняя, исключительно
эстетическая точка зрения на поступки
людей может повести к смешению моральных
категорий, к сглаживанию и даже уничтожению
коренного различия между добром и злом.
Для современного, например, символического
искусства каждое проявление души чисто
и свято, если только оно могущественно.
Оно знает только силу, с которой душа
прорывается наружу, все равно, в
добродетели или преступности. И у Ницше
мы находим ярко выраженные черты именно
такого эстетического взгляда. Он
отождествляет все дурное со слабостью
и неоднократно восхваляет зло, когда
оно обнаруживается в могучих, гигантских
размерах. В основу своего идеала он
положил эстетический критерий «нового»
искусства — «волю к мощи», который,
в качестве императива, может заключать
в себе требование мощного, энергичного
проявления одинаково как добра, так и
зла. Отсюда становится понятным
возникновение подозрений насчет
моральной небезупречности учения Ницше.
Однако фактически в идеале сверхчеловека
этот критерий получил лишь
морально-положительное применение, как
частный случай. Здесь мы усматриваем
корректив со стороны нравственного
чувства, которое было глубоко заложено
в душе автора «Also sprach Zarathustra».
Ницше, как мы имели уже случай заметить,
хотя и говорил, что он стоит по ту сторону
добра и зла и вообще всякой морали,
однако в действительности он стоял лишь
за рубежом той формы нравственности, в
какую она отливалась в современной
жизни. Что же касается восхваления зла,
то это не пошло у него дальше простого
восхищения эстетика пред могуществом
проявляющейся в некоторых видах его
психической энергии. И когда он говорит,
что «злейшее нужно для лучшего в
сверхчеловеке», то он разумел именно
ту сторону в нем, какую ценил в качестве
эстетика, т. е. внутреннюю мощь
...
Читать дальше »
Просмотров:
1007
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
16.11.2009
|
VI
Часто приходится
слышать отрицательные суждения об этом
идеале и очень редко — положительные,
даже с теми или иными ограничениями и
оговорками. Сверхчеловека обыкновенно
представляют великолепным животным,
существом узкосебялюбивым, жестоким и
хищным. Говорят, что основное требование,
выставляемое этим идеалом, именно —
следование природным инстинктам
человеческой натуры, и не может привести
к чему-либо другому, как только к такому
идеалу дикого, хищного зверя: Uebermensch на
практике окажется Untermensch'ем олицетворением
сатаны, прообразом антихриста.
Надо однако
заметить, что выразители подобных
взглядов опираются обыкновенно или на
интерпретации сверхчеловека у так
называемых ницшеанцев, или же на отдельные
цитаты из Ницше, не принимая во внимание
всего его учения целиком. Затем, со
многими терминами, употребляемыми у
Ницше, они соединяют, большею частью,
совсем не тот смысл, какой они у него на
самом деле имеют. Вследствие этого они
переносят мысли Ницше в совершенно иную
сферу идей чувств. Выше мы старались
раскрыть подлинный смысл употребляемых
у Ницше терминов «Selbstsucht;»,
«Herschsucht», «hart», причем
оказалось, что эти термины у него вовсе
не имеют того отрицательно-морального
содержания, какое обычно вкладывают в
эти слова.
Из нашего
изложения учения о сверхчеловеке можно
ясно видеть, что следование «голосу
здорового тела» вовсе не есть
возвращение к животному состоянию, а
наоборот — преодоление животного в
себе. Ницше не проповедовал чувственной
разнузданности. Он хотел только
подчеркнуть, что этика не должна
отрываться от природы и идти вразрез с
жизненными инстинктами, принимая вид
антинатуральной морали (Moral als Widernatur).
При критике учения Ницше всегда нужно
принимать во внимание тот реальный фон,
на котором развивались его воззрения.
Дело в том, что, проповедуя следование
«голосу выздоровевшего тела»,
Ницше боролся против этического дуализма
«презирающих тело». То обстоятельство,
что грех часто находит для себя опору
в телесных влечениях, побуждает их
придавать физическим инстинктам
отрицательную моральную ценность; самое
направление страстей на греховные
объекты располагает к отождествлению
страсти и греха. Вот против этих убеждений,
возникающих на почве моральной практики,
собственно, и направляется учение Ницше.
Оно показывает, что если в «сердце
страстей» вложена высшая идея, то
последние могут превратиться в
положительные моральные элементы. Так,
страсть, известная под названием
себялюбия, превращаетс
...
Читать дальше »
Просмотров:
2309
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
16.11.2009
| |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|