VII
«Гораздо
истиннее то, когда из собственного
пламени рождается собственное учение,
— говорит в одном месте Заратустра (Von
den Priestern). Учение Ницше о сверхчеловеке
родилось из пламени двух чувств, присущих
его натуре, именно, чувства художника-творца
и чувства человека с несомненным
нравственным закалом души. Мы только
что перечислили те пункты его учения,
в которых, по нашему взгляду, сказалось
благотворное влияние художественной
стихии. Она много содействовала углублению
этого идеала и совершенно парализовала
носящиеся в современной моральной
атмосфере веяния утилитаризма, гедонизма
и эвдемонизма.
Надо однако
заметить, что со стороны художественной
стихии возможны и влияния, не совсем
благоприятные для нравственного учения.
Дело в том, что односторонняя, исключительно
эстетическая точка зрения на поступки
людей может повести к смешению моральных
категорий, к сглаживанию и даже уничтожению
коренного различия между добром и злом.
Для современного, например, символического
искусства каждое проявление души чисто
и свято, если только оно могущественно.
Оно знает только силу, с которой душа
прорывается наружу, все равно, в
добродетели или преступности. И у Ницше
мы находим ярко выраженные черты именно
такого эстетического взгляда. Он
отождествляет все дурное со слабостью
и неоднократно восхваляет зло, когда
оно обнаруживается в могучих, гигантских
размерах. В основу своего идеала он
положил эстетический критерий «нового»
искусства — «волю к мощи», который,
в качестве императива, может заключать
в себе требование мощного, энергичного
проявления одинаково как добра, так и
зла. Отсюда становится понятным
возникновение подозрений насчет
моральной небезупречности учения Ницше.
Однако фактически в идеале сверхчеловека
этот критерий получил лишь
морально-положительное применение, как
частный случай. Здесь мы усматриваем
корректив со стороны нравственного
чувства, которое было глубоко заложено
в душе автора «Also sprach Zarathustra».
Ницше, как мы имели уже случай заметить,
хотя и говорил, что он стоит по ту сторону
добра и зла и вообще всякой морали,
однако в действительности он стоял лишь
за рубежом той формы нравственности, в
какую она отливалась в современной
жизни. Что же касается восхваления зла,
то это не пошло у него дальше простого
восхищения эстетика пред могуществом
проявляющейся в некоторых видах его
психической энергии. И когда он говорит,
что «злейшее нужно для лучшего в
сверхчеловеке», то он разумел именно
ту сторону в нем, какую ценил в качестве
эстетика, т. е. внутреннюю мощь и силу.
Припомним здесь то, что мы говорили о
страстях, которые в облагороженном виде
становятся движущими моральными
элементами. Эти страсти в идеале
сверхчеловека являются энергией души,
— энергией, освобожденной от своего
морально-отрицательного определения.
Его прельщала энергия зла, но не самое
зло. В этом состояло его эстетическое
заблуждение.
В пламени
своего нравственного чувства Ницше
только переплавил те моральные ценности,
которые еще до него были переоценены
или даже обесценены житейской моральной
практикой, выворочены наизнанку ложью
и лицемерием современных «добродетельных»
людей. С одной стороны, он показал, какое
подчас жалкое и пошлое содержание
прикрывается под именем таких добродетелей,
как любовь к ближнему, целомудрие,
сострадание, с другой стороны, он обновил
потускневший в сознании современных
людей моральный смысл таких понятий,
как Selbstsucht (самолюбие) и Herrschsucht
(властолюбие).
Учение Ницше
о самолюбии во многом соответствует
тому отделу христианской этики, который
излагает обязанности человека по
отношению к самому себе, говорит о долге
развития дарованных человеку от Бога
талантов. Речи Ницше о самолюбии, как
можно убедиться из нашего изложения,
говорят в сущности на тему притчи о
талантах. С первого взгляда можно
подумать, что Ницше просто проповедует
здесь индивидуалистические воззрения,
так как его Заратустра постоянно
призывает к развитию прежде всего и
главным образом собственной индивидуальной
личности. Но ближайшее рассмотрение
показывает, что этот не тот узкий
индивидуализм, который строго
ограничивается сферой собственного
«я». Индивидуализм Ницше заключает
в себе активные, исторические элементы
и, как таковой, неизбежно становится
макропсихическим, т. е. включающим в
свою сферу не только «я», но и «ты».
Ницше возвращает
понятию «самолюбие» его первоначальный
чисто моральный смысл. Человек должен
уединиться, стать на «путь любящего
самого себя», и в процессе самопреодоления
он постепенно перейдет на широкий путь
любящего других. Так Заратустра сначала
проводит дни в уединении, но потом
выходит к людям, чтобы закатиться
(untergehen) среди них. Старцу-пустыннику,
встретившемуся ему в лесу, он говорит:
«Я люблю людей». Желающему идти в
уединение Заратустра замечает:
«Несправедливость и грязь бросают
они вослед одинокому, но, брат мой, если
ты хочешь быть звездным сиянием, ты не
должен из-за этого перестать светить
им». В учении о «дарящей добродетели»
Заратустра показывает, как любовь к
себе, понимаемая как добродетель, сама
собою превращается в Schenkende Tugend, когда
человек раздвигает тесные рамки своего
«я» и дарит всех и каждого от
полноты своего внутреннего богатства.
Такое макропсихическое расширение
личности, достигаемое путем
«самопреодоления», свидетельствует
о проникновении ее универсальною жизнью.
И если нравственный уровень человека
измеряется, между прочим, степенью
проникновения его универсальною жизнью,
то учению Ницше о любви к самому себе
нельзя отказать в этическом значении.
Точно так же
и «властолюбие» (Herrschsucht), о котором
говорит Заратустра, вовсе не имеет того
антиморального значения, какое обыкновенно
соединяется с этим понятием. Как мы выше
разъяснили, властолюбие для Ницше —
это субъективная сторона дарящей
добродетели. Не жажду политической
власти, материального господства и
вообще грубо внешнего обладания разумел
под этим словом Ницше, а совершенно
чистое стремление к внутреннему духовному
влиянию на людей. Любопытны в данном
случае его воззрения на церковь, как
известную организацию власти. «Церковь
есть прежде всего такая организация
господства, которая обеспечивает высший
ранг за более развитыми духовно людьми
и верит в могущество духовности настолько,
что не пользуется более грубыми средствами
силы; уже одно это делает церковь во
всяком случае более благородным
учреждением, чем государство». Его
Заратустра говорит: «Господствующим
я повернул спину, когда я увидел, что
они называют господством: барышничество
и торговлю из-за власти. Чистейшие должны
быть господами земли, менее всего
разгаданные, сильнейшие полночные души,
которые светлее и глубже всякого дня».
Очевидно, что симпатии Ницше склонялись
в сторону «психократии» и что
«властолюбию» он придавал вполне
моральный смысл.
Как мы видим,
при психологической точке зрения, в
учении Ницше о сверхчеловеке открывается
немало таких элементов, которые ценны
и для христианского моралиста.
Скажем еще
несколько слов относительно общего
отношения идеала сверхчеловека к
христианскому нравственному идеалу.
По вопросу об отношении этих идеалов
друг к другу обыкновенно высказываются
в том смысле, что это две противоположности,
между которыми нет ничего общего.
Думается, что высказывающие это обращают
внимание не на то, как фактически был
раскрыт и какое применение получил
идеал сверхчеловека, а на предпосылки
аморального эстетизма и атеистическую
окраску, которая, конечно, смущает и
дает основание утверждать, что адепты
сверхчеловека не могут быть служителями
христианского идеала.
Но, как мы уже
говорили, вредные влияния эстетического
созерцания были парализованы участием
в создании идеала нравственного чувства
автора. Что же касается атеизма, то это
только обратная сторона религиозного
томления Ницше. Создавая сверхчеловека,
он хотел найти эквивалент утраченной
им веры в Бога. «Прежде говорили: Бог,
когда смотрели на далекое море; но теперь
я учил вас говорить сверхчеловек».
Любопытно однако, что сам Ницше как
будто сознается, что вера в сверхчеловека
есть не эквивалент, а лишь суррогат
религиозной веры. «Можете ли вы
создать Бога? Так молчите же о всех
богах! Но вы можете создать сверхчеловека».
Здесь Ницше дает понять, что человек,
оставаясь на эмпирической почве и
посюсторонней, земной точке зрения,
может будто бы создать только имманентный
ему идеал гения, человекобога —
Uebermensch'a и дальше его подняться не может.
Верно, однако же, то, что сам по себе
человек не может создать Бога с
христианскими атрибутами. Здесь нужна
вера в божественное Откровение. Если
мы откинем предпосылки атеистического
характера, то увидим, что антагонизм
между двумя рассматриваемыми идеалами
уже не так велик, как его представляют.
Между ними есть сходство в двух пунктах.
Характерной чертой идеала сверхчеловека
является то, что в нем подчеркивается
ценность индивидуальной личности самой
по себе, а затем основной задачей жизни
ставится развертывание заложенных в
человеке сил и способностей. Подобное
же мы находим и в христианском идеале,
в котором подтверждается бесконечное
достоинство каждой души человеческой.
Это раз. А затем христианство точно так
же проповедует необходимость беспредельного
совершенствования человеческого духа
во всех отношениях. Но неизмеримое
превосходство христианского идеала
заключается в том, что он расширяет
узко-земной горизонт нравственной
философии Ницше: здесь не человекобог
— Ueber - mensch, а — Богочеловек Иисус Христос.
|