V
Учение Ницше
о сверхчеловеке не раз подвергалось
обсуждению и критике. Отзывы получались
до противоположности различные. Одни
критики превозносили идеал сверхчеловека,
другие, наоборот, резко осуждали его.
Причину такого резкого разногласия
можно, конечно, усматривать прежде всего
в различии миросозерцания у самих
критиков, но, кроме того, есть, несомненно,
и объективные причины подобного явления.
Дело в том, что у Ницше нет систематического
изложения учения о сверхчеловеке, а
есть только афоризмы, рассеянные по
разным местам его «Also sprach Zarathustra».
Таким образом, это учение приходится
восстанавливать черта за чертой, из
отрывочных изречений Заратустры. При
таком конструировании идеала сверхчеловека
у одних критиков могли быть выдвинуты
на первый план одни черты, у других —
совершенно другие. И если критики не
улавливали направляющих идей учения
Ницше, то второстепенные черты ставились
на место главных, и наоборот. Так появился
тип поверхностных «ницшеанцев»,
которые ухватились за парадоксальные
фразы Ницше о зле и добре и на основании
их построили образ сверхчеловека, как
олицетворения всего зла, какое только
можно найти в человеческой природе.
Другие приняли эту интерпретацию учения
Ницше за подлинное и верное выражение
его взглядов и на основании этого осудили
и самого Ницше, и все его учение.
Другим
обстоятельством, служащим немалой
помехой в установлении правильного
суждения об учении Ницше, является
существование в нем противоречий. Их
попадается так много и некоторые из них
так явны и несомненны, что критик
затрудняется из таких противоречивых
элементов получать какое-нибудь
определенное представление о сверхчеловеке.
По этим причинам
имманентно-психологическая критика
учения Ницше о сверхчеловеке получает
преимущество пред всеми другими способами
оценки его воззрений: она обеспечивает
более правильную верность оценки, а
также позволяет извлечь из учения Ницше
все лучшее, какого только в нем есть. Мы
стараемся придерживаться именно этого
рода критики.
Проф. Е. Трубецкой
в своих статьях о философии Ницше, между
прочим, замечает, что учение Ницше о
сверхчеловеке есть свод всех внутренних
противоречий учения Ницше вообще.
Действительно, у Ницше встречается так
много противоречий и непоследовательностей
в мыслях, что они бросаются в глаза даже
при поверхностном чтении его сочинений.
Отрицая сначала и то, и другое, и третье,
он в конце концов, сам того не замечая,
прихо
...
Читать дальше »