V
Учение Ницше
о сверхчеловеке не раз подвергалось
обсуждению и критике. Отзывы получались
до противоположности различные. Одни
критики превозносили идеал сверхчеловека,
другие, наоборот, резко осуждали его.
Причину такого резкого разногласия
можно, конечно, усматривать прежде всего
в различии миросозерцания у самих
критиков, но, кроме того, есть, несомненно,
и объективные причины подобного явления.
Дело в том, что у Ницше нет систематического
изложения учения о сверхчеловеке, а
есть только афоризмы, рассеянные по
разным местам его «Also sprach Zarathustra».
Таким образом, это учение приходится
восстанавливать черта за чертой, из
отрывочных изречений Заратустры. При
таком конструировании идеала сверхчеловека
у одних критиков могли быть выдвинуты
на первый план одни черты, у других —
совершенно другие. И если критики не
улавливали направляющих идей учения
Ницше, то второстепенные черты ставились
на место главных, и наоборот. Так появился
тип поверхностных «ницшеанцев»,
которые ухватились за парадоксальные
фразы Ницше о зле и добре и на основании
их построили образ сверхчеловека, как
олицетворения всего зла, какое только
можно найти в человеческой природе.
Другие приняли эту интерпретацию учения
Ницше за подлинное и верное выражение
его взглядов и на основании этого осудили
и самого Ницше, и все его учение.
Другим
обстоятельством, служащим немалой
помехой в установлении правильного
суждения об учении Ницше, является
существование в нем противоречий. Их
попадается так много и некоторые из них
так явны и несомненны, что критик
затрудняется из таких противоречивых
элементов получать какое-нибудь
определенное представление о сверхчеловеке.
По этим причинам
имманентно-психологическая критика
учения Ницше о сверхчеловеке получает
преимущество пред всеми другими способами
оценки его воззрений: она обеспечивает
более правильную верность оценки, а
также позволяет извлечь из учения Ницше
все лучшее, какого только в нем есть. Мы
стараемся придерживаться именно этого
рода критики.
Проф. Е. Трубецкой
в своих статьях о философии Ницше, между
прочим, замечает, что учение Ницше о
сверхчеловеке есть свод всех внутренних
противоречий учения Ницше вообще.
Действительно, у Ницше встречается так
много противоречий и непоследовательностей
в мыслях, что они бросаются в глаза даже
при поверхностном чтении его сочинений.
Отрицая сначала и то, и другое, и третье,
он в конце концов, сам того не замечая,
приходит к утверждению всего того, что
он только что отрицал. Процесс его
мышления — это процесс постоянного
восстановления того, что он незадолго
пред тем с таким тщанием разрушал. И это
на страницах одной и той же книги! Чем
объяснить такое странное явление?
Мы объясняем
его столкновением теоретических
воззрений Ницше, навеянных современным
атеизмом, а также аморализмом новейших
теорий искусства, с практическими
требованиями его глубоко нравственной
натуры. Живое нравственное чувство
постоянно стремилось воссоздать вновь
то, что разрушал холодный рассудок, и
все аморальные тенденции фактически
разбились в прах перед этим властным
требованием нравственной природы.
Теоретические отрицательные взгляды
так и остались поверхностным налетом,
не оказав существенного влияния на
характер положительного учения Ницше.
С психологической точки зрения самое
отрицание Ницше есть лишь реакция
нравственного чувства на явления
современной жизни и не выходит из
пределов практического, морального
кругозора. Даже когда Ницше, по-видимому,
совершенно in abstracto рассматривается
моральные понятия, и тут однако
оказывается, что эти понятия не освобождены
в его сознании от известного конкретного
содержания. Возьмем, для примера, его
речи о сострадании. Есть много мест в
«Also sprach Zarathustra», где Ницше горячо
вооружается против сострадания,
употребляя это слово без всякого
определяющего эпитета. Читатель отсюда
выносит такое впечатление, что Ницше
высказывается вообще против всякого
сострадания. Каково же оказывается его
удивление, когда он через какой-нибудь
десяток страниц встречается с речью
Заратустры о сострадании к «высшему
человеку». Очевидно, что это моральное
понятие мыслится как в том, так и в другом
случае не in abstracto, a in concreto, с определенным,
но только различным содержанием, так
что, собственно, одна форма сострадания
отрицается в пользу другой: «сострадание
против сострадания», как выражается
в одном из своих сочинений сам же Ницше.
Это выражение (Mitleid wider Mitleid) взятое в
своей общей форме, может служить для
объяснения и многих других противоречий,
встречающихся в учении Ницше
Остановимся
на наиболее крупных противоречиях.
Критики обращают
внимание на то, что Ницше в своем учении
о сверхчеловеке отрицает категорию
долга и, таким образом, упраздняет самую
мораль. Устами Заратустры он говорит:
«Кто же это великий дракон, которого
дух не желает более называть господином
и божеством? «Ты должен» — называется
великий дракон. И в то же самое время
этот же Заратустра проповедует: «Вашим
отличием пусть будет послушание. Для
хорошего воина «ты должен» (du
sollst) звучит гораздо приятнее, нежели «я
хочу». Живите жизнью повиновения».
Чем объяснить это резкое противоречие,
отрицание в одном месте и утверждение
в другом? Для критика, стоящего на
психологической точке зрения, указанное
противоречие легко объясняется. Ницше,
как истый художник, мыслил всегда
образами, конкретно, и потому понятие
долга в его сознании никогда не является
в виде голой абстракции, чистой категории,
но всегда наполнено тем или другим
содержанием. В первом из приведенных
мест, очевидно, разумеется та форма
нравственного долга, какую он фактически
принимает в житейской морали, когда
сама мораль принимает вид морали-узды,
юридического кодекса, который знает
только позволенное и непозволенное, а
не доброе и дурное. В этом случае,
действительно, долг является для человека
чем-то крайне тяжелым, давящим его.
Помимо этого, на практике при
внешне-юридическом взгляде на мораль,
последняя часто принимает ригористический
характер, подвергает осуждению невинные
сами по себе инстинкты и влечения
человеческой природы. Борясь с этой
антинатуральной моралью, призрак которой
ему виделся в христианской этике, Ницше,
видимо, старается в своем учении провести
мысль, что нравственный императив должен
же иметь какие-нибудь психологические
устои в природе человека. Их он усматривает,
как мы видели выше, в «воле к мощи»
(Wille zur Macht), к которой он сводит односторонне
всю совокупность моральных поступков.
Стремление к усилению в себе духовной
мощи и является нравственным императивом
в идеале сверхчеловека. Таким образом,
в учении Ницше снова выступает на сцену
понятие долга, но только уже не в виде
страшного дракона, а в виде требования,
опирающегося на заложенные в человеке
естественные стремления. Этот именно
долг разумеется во втором из приведенных
выше изречений Заратустры. И тут, значит,
один долг противопоставляется другому
долгу (Pflicht wider Pflicht, а вместе с тем и Moral
wider Moral).
Критики учения
о сверхчеловеке усматривают еще у Ницше
противоречие в том, что он в одно и то
же время учил об отсутствии прогресса
в мире, о вечном повторении, возвращении
всего, и вместе о прогрессивной эволюции
человека в сверхчеловека. Идея
сверхчеловека, по существу своему, есть
идея прогресса, постепенного роста
человека ввысь. Между тем, учение о
вечном возвращении всех вещей, которое
Заратустра проповедует наряду с идеалом
сверхчеловека, напоминает теорию
атавизма. Но в процессе эволюции атавизм
есть явление регрессивное, возврат к
пройденным уже ступеням развития. Он
препятствует прогрессу, и если бы из
случайного и единичного явления
превратился во всеобщий мировой закон,
то движение жизни вперед остановилось
бы. Как же согласовать эти две, по-видимому,
несовместимые доктрины: учение о
сверхчеловеке и учение о вечном
возвращении всех вещей, повторении?
Лихтенберже
говорит, что идея вечного возвращения
представляет собой одновременно и
фундамент, и венец философии сверхчеловека,
а другой критик, Риль, замечает, что идея
сверхчеловека есть «провозвещение
и видение» (Verkundigung' und Vision) идеи вечного
круговорота жизни. Но те объяснения,
которые присоединяют к своим словам и
Риль, и Лихтенберже, страдают туманностью
и неопределенностью. Лихтенберже,
например, говорит: «Удивительная
игра комбинаций, которая уже дала столько
прекрасных результатов, создала человека
и, быть может, в будущем создаст
сверхчеловека. Я стану желать, чтобы
слепому случаю удалось осуществить
нечто более высокое, чем человек, нечто
дивно-прекрасное. Я хочу, чтобы круг, в
котором вечно вращается жизнь, превратился
в самый блестящий, самый чудесный венец
для человека, какой только мыслим и
возможен».
Мы представляем
дело так. Ницше по своей привычке писать
отрывочными афоризмами, которые содержат,
большей частью, только наброски мыслей
без дальнейшего их развития, опускает
промежуточные звенья, связывающие его
различные суждения, так что многие,
замечаемые у него противоречия, являются
просто результатом недоговоренности.
В данном случае Ницше, по-видимому, не
досказал той мысли, что повторение идет
не одинаковыми кругами, а концентрическими,
радиус которых все увеличивается, —
увеличивается внутреннее богатство и
мощь творческого духа. В таком виде
учение о «вечном кольце возвращения»
теряет свой пессимистический характер
и согласуется с отрадной для сердца
Ницше идеей сверхчеловека.
До сих пор мы
касались лишь формальной стороны учения
Ницше о сверхчеловеке и старались
объяснить с психологической точки
зрения замечаемые у него критиками
противоречия и непоследовательности.
Перейдем теперь от этой формально
логической стороны к материальной, —
к оценке самого содержания идеала
сверхчеловека.
|