III
Стоя на
индивидуалистической точке зрения,
Ницше утверждает, что «новые моральные
ценности» должны иметь автономный
характер, иначе человеку опять придется
возвратиться на стадию верблюда. «Пусть
будет ваша добродетель — ваше само
(Selbst), а не нечто чуждое, не кожа, не
одеяние». Ницше провозглашает свободу
творчества в области морали. Человек
понемногу должен быть творцом как в
дворе, так и в зле. Добро, как и истина,
должно быть для него чем-то искомым, а
не данным уже в готовом виде.
Надо, однако,
заметить, что Ницше не удерживается на
почве строгого морального индивидуализма.
Сознавая, что правила поведения,
основанные на случайной, эмпирической
воле отдельного субъекта, могут привести
лишь к гетерономии произвола, он склонен
утверждать, что моральные нормы должны
быть выводимы из внутренней природы
человека вообще, а не какой-либо единичной
личности. Заратустра между прочим
говорит: «Слушайтесь лучше голоса
выздоровевшего тела: это более честный
и чистый голос». Что же разумеет
Заратустра под «голосом выздоровевшего
тела» (die Stimme des gesundeten Leibes), который
выставляется чистым и неподдельным
выражением внутренней природы человека?
Понятие «тела» (der Leib) имеет у Ницше
особенное значение, более широкое, чем
в каком мы его обыкновенно употребляем.
Это понятие обнимает у него как физическую,
так и психическую сторону, даже
индивидуальное начало «само»
(Selbst). Вообще, оно служит для обозначения
совокупности жизненных проявлений в
человеке, его природных инстинктов,
влечений. Отсюда следует, что «голос
выздоровевшего тела» — это голос
здоровых, не извращенных инстинктов
человеческой природы. Все же жизненные
инстинкты и влечения, по воззрению
Ницше, сводятся к одному основному
стремлению, именно — «воле к мощи»
(der Wille zur Macht), к увеличению жизненной,
творческой силы в индивидууме. «Только
где есть жизнь, там есть также и воля,
но не воля к жизни, а — так учу я, — воля
к мощи» (Wille zur Macht), -говорит Заратустра.
Следовательно, идеалом практической
деятельности, опирающейся на неиспорченные,
природные инстинкты человека, является
осуществление этого основного стремления
человеческой природы, — воля к мощи, —
во всей полноте и совершенстве. Теперь
мы ближе подходим к уяснению содержания
идеала сверхчеловека. Мы узнаем
направление, в котором, по Ницше, должно
двигаться развитие человека. Вместе с
этим пред нами яснее обрисовывается и
конечный пункт этого развития, —
идеальный тип, сверхчеловек. Мы теперь
имеет право так формулировать наше
приблизительное представление о
сверхчеловеке Ницше: сверхчеловек —
это такая индивидуальность, в которой
воля к мощи, к увеличению жизненной,
творческой силы, достигает наивысшей
степени своего развития.
Если мы теперь
бросим ретроспективный взгляд на
описанную выше подготовительную «стадию
льва», то мы ясно поймем, почему
освобождение от пессимизма, метафизического
и этического, а также от учений о
«равенстве» людей (геsр. об
уничтожении или ослаблении индивидуальных
различий) необходимо для вступления на
путь, ведущий к идеалу сверхчеловека.
В них проявляется тенденция не к развитию
и усилению жизненной мощи, творческой
энергии в человеке, а к свертыванию,
ослаблению ее, поэтому, с точки зрения
идеала сверхчеловека всем этим учениям
усвояется отрицательная моральная
ценность, а вытекающему из них настроению
и поведению — наименование зла.
Итак, откинувши
в «стадию льва» все злое с точки
зрения идеала сверхчеловека, стремящийся
к этому идеалу должен усвоить себе
«новые моральные ценности» или
добродетели.
Во всякой
морали добродетели имеют значение
ступеней, возводящих к идеалу совершенства.
Поэтому для полного и всестороннего
раскрытия идеала сверхчеловека мы
должны познакомиться с этими «новыми»
ценностями, которые Заратустра называет
мостами, «лестницами», «радугами»
сверхчеловека (die Brucken, Treppen, Regenbogen des
Uebermenschen).
Если характерной
чертой первого периода эволюции человека
в сверхчеловека является презрение ко
всему мелкому, ничтожному и пошлому в
современной жизни, в ненависти к людям
«слабым», т. е. пессимистам, уставшим
жить и потому клевещущим на жизнь и силы
ее, то отличительной особенностью
второго, положительного периода является
«любовь к дальнему» (die Liebe), как
выражается Ницше, т. е. любовь к
сверхчеловеку, в котором осуществляется
вполне стремление воли к мощи. «Дальнее»
(das Feruste) у Ницше является синонимом
«идеального» и в силу этого
противополагается «ближнему», т.
е. эмпирически данному, ближнему в
пространственном и психологическом
смысле. Отсюда, «любовь к дальнему»
означает любовь к максимальному развитию
воли к мощи одинаково как в себе, так и
в других. Так получаются два основных
вида любви к дальнему: 1) Selbstsucht — любовь
к собственному индивидуальному «само»
(Selbst), осуществляющему идеал сверхчеловека,
и 2) Herschsucht или Schenkende Tugernd, под которыми,
как увидим далее, разумеется любовь к
наивысшему развитию воли к мощи и в
других людях.
Переходя к
учению Ницше о добродетели, скажем
сначала о первой добродетели Selbstsucht;
(самолюбие).
Ницше обращает
внимание на то, что обычно в этиках «я»
ставится ниже «ты». В них проводится
тот взгляд, что «ты» старше, чем
«я"; «ты» — священно, но не
таково «я». В своем идеале
сверхчеловека Ницше старается
реабилитировать этические права «я».
По нему необходимо справедливое отношение
к собственному «я», необходима
нормальная любовь к самому себе в той
мере, в какой это нужно для осуществления
идеала сверхчеловека. «Любите своих
ближних, как самих себя, но сперва станьте
такими, которые любят самих себя».
Заратустра в своих речах не раз говорит
о самолюбии, неиспорченном, здоровом
самолюбии, которое проистекает из
могучей души (die heile, gesunde Selbstsucht, die ans
machtiger Seele quillt). Он отличает это самолюбие
от узкоэгоистического чувства, которое
называется себялюбием. «Существует
другой эгоизм, слишком бедный, голодающий,
вечно хотящий украсть, эгоизм больного».
«Надо учиться любить самих себя, —
говорит Заратустра, — неиспорченною
здоровою любовью... Из всех искусств это
искусство самое тонкое, самое мудреное,
самое высшее и требующее большого
терпения». Если вообще трудно бывает
«открыть» человека, то самого себя
еще труднее. Обыкновенно, случается
так, что из всех кладов собственный клад
отыскивается позже всех, и тогда-то
обнаруживается, сколько скрытого добра
и силы не угадывал в себе человек».
Самолюбие, как
добродетель, должно проявляться в
развитии в себе воли к мощи. Но что такое
«воля к мощи» (der Wille zur Macht)? Надо
заметить, что у Ницше термин «воля»
(der Wille) употребляется в широком,
волюнтаристическом значении. Он
обозначает не одну способность хотения,
но также и способность мышления и
чувства, одним словом, — комплекс всех
сил души. Таким образом, воля к мощи есть
природное влечение души к духовной
мощи, творческой силе. С этой точки
зрения добродетель самолюбия состоит
в преодолении себя, своего эмпирического
«я» (Selbstuberwindung) во имя идеала полноты
творческих сил души.
Рассмотрим
подробнее этот процесс восходящего
формирования собственной личности,
опираясь на те данные, какие можно
находить в Also sprach Zarathustra и отчасти в
других сочинениях Ницше.
Человек, по
Ницше, должен устроить свою психическую
жизнь так, чтобы она требовала отклика
всех человеческих способностей и сил.
Человеку надо быть подобным губке по
степени восприимчивости и отзывчивости
на внешние впечатления. Уподобляясь
пчеле, собирающей мед с цветов, он должен
быть «собирателем духа» в «улей
знания». Обильный приток внешних
впечатлений, постоянно вливающий свои
струи в психическую сферу, раздвигает
умственный горизонт и повышает
интенсивность творческой умственной
энергии. Человек как бы включает весь
громадный, окружающий его мир, в себя.
В этом смысле Заратустра и говорит о
«друге», являющемся для него
предчувствием сверхчеловека, что в нем
этот мир свертывается в кольцо (rollt sie
(die Welt)ihm...in Ringen zusammen ).
В эмоциональной
сфере мощь души должна проявляться в
глубине и силе чувствований, в способности
к сильным аффектам, которые очищают
душу и как вихрь сметают все мелкие и
низкие движения ее. Заратустра презирает
людей, не способных чувствовать полностью,
не умеющих ни сильно любить, ни ненавидеть.
«Где красота? Где я должен хотеть
всей волей; где я хочу любить и погибнуть.
Любить и гибнуть: это сливалось друг с
другом искони. Хотеть любви: это значит
хотеть и смерти. Так говорю я вам, трусам!»
Только умеющий любить до смерти может
вложить во всякое свое дело все свое
существо, всю свою душу. Поэтому Заратустра
проповедует жизнь, полную глубоких
эмоциональных переживаний, куда в
качестве составных элементов входят
одинаково и радость, и страдание.
«Говорили ли вы когда-нибудь «да»
радости? О, друзья мои, вы говорили «да»
и всякой скорби. Все сцеплено, сшито,
слюбилось» (verkettet, verfadelt, verlobt).
Что касается,
в частности, страдания, то Ницше
приписывает ему великую роль в повышении
человеческого типа. «Дисциплина
страдания, великого страдания, — разве
вы не знаете, что именно эта дисциплина
создала прежде все повышения человека»
(die Zucht des Leidens, des grossen Leidens- wisst ihr nicht, dass
nur diese Zucht alle Erhohungen des Menschen bisher geschaffen hat).
Душевная мука, боль, страдание, при
котором душа дает наиболее чистый
отзвук, — все это создает высокий
душевный подъем, расширяет душу, питает
ее творческую энергию. В «Also sprach
Zarathustra» чувство горечи называется
«стрелой и тоской по сверхчеловеку»
(Pfeil und Spannung der Seele).
Еще больше,
чем скорбь, способствует расширению
души (Spannung der Seele) глубокая радость.
Заратустра поет восторженный гимн
(Rundgesang) радости. «Глубока скорбь
(Weh), но радость (Lust) еще глубже скорби.
Скорбь говорит: «погибни», а радость
хочет вечности, глубокой, глубокой
вечности». Широкими волнами своими
заливая всю душу, она открывает ее для
всяких сочувствий.
В области
активных проявлений мощь (Macht) души
должна сказываться в особенной
интенсивности волевой энергии. Заратустра
говорит: «Ах, если бы вы отбросили от
себя всякое полухотение (halbes Wollen)! Ах,
если бы вы поняли мое слово: делайте,
что хотите, — но прежде всего будьте
такими, которые могут хотеть». Таким
образом, по Ницше, глубина и сила желаний
— это есть уже нечто ценное само по
себе. В другом месте он говорит: «На
земле не растет ничего более отрадного,
нежели высокая, сильная воля (ein hoher
starker Wille). Это ее прекраснейшее растение.
Целый ландшафт повеселеет от одного
такого дерева».
Непреклонная,
«солнечная» воля, воля, «вскрывающая
могилы, сдвигающая пограничные камни»
сбережет и сохранит человека для великого
призвания. Такая воля является залогом
того, что все лучшее и прекрасное в
человеке, как бы оно ни было глубоко
погребено в душе, всегда восстанет из
своей могилы. Эта мысль художественно
выражена у Ницше в его «Могильной
песне», где он говорит об образах и
видениях своей юности, затмившихся
потом в его душе. Приводим конец этой
песни: «Да, во мне есть нечто неуязвимое,
непередаваемое могиле, нечто взрывающее
скалы; оно называется — моя воля... Да,
ты для меня все еще — разрушитель всех
могил: хвала тебе, моя воля! Только там,
где существуют могилы, там есть и
воскресение».
«Надежная»
воля обеспечивает цельность натуры,
внутреннее единство всех сил и способностей
души, так что в результате развития
получается не только глубокосложная,
но и гармоническая личность. Эту
формировку личности Ницше сравнивает
с работой художника-ваятеля. «В
человеке есть тварь и творец; в нем есть
материя, нечто недоделанное, излишество,
глина, грязь, бессмыслица, хаос, но в
человеке есть также творец, ваятель,
твердость молота».
Постоянное
развертывание внутренней мощи, усложнение
и углубление содержания духовной жизни
поднимает личность все выше и выше к
идеалу сверхчеловека. Высокое развитие
«я» необыкновенно усиливает
внутреннюю, творческую силу души.
Личность становится «живым маяком
несокрушимой жизни» (ein lebendiger Leuchtturm
des undbesigbaren Lebens). Она сравнивается у Ницше
с могучим кедром, распространяющим
сильные зеленые ветви за пределы своего
господства, задающим сильные вопросы
перед ветрами и непогодами.
Теперь наступает
момент, который у Ницше называется
«великим полднем» (der grosse Mittag).
«Великий полдень, это когда человек
стоит на половине пути между животным
и сверхчеловеком и празднует свой путь
к западу, как высшую свою надежду, потому
что это путь к новому утру». Теперь
подходит время для обнаружения другой,
еще более высокой добродетели в идеале
сверхчеловека, имя которой — «Schenkende
Tugend» (дарящая добродетель).
|