III
Стоя на
индивидуалистической точке зрения,
Ницше утверждает, что «новые моральные
ценности» должны иметь автономный
характер, иначе человеку опять придется
возвратиться на стадию верблюда. «Пусть
будет ваша добродетель — ваше само
(Selbst), а не нечто чуждое, не кожа, не
одеяние». Ницше провозглашает свободу
творчества в области морали. Человек
понемногу должен быть творцом как в
дворе, так и в зле. Добро, как и истина,
должно быть для него чем-то искомым, а
не данным уже в готовом виде.
Надо, однако,
заметить, что Ницше не удерживается на
почве строгого морального индивидуализма.
Сознавая, что правила поведения,
основанные на случайной, эмпирической
воле отдельного субъекта, могут привести
лишь к гетерономии произвола, он склонен
утверждать, что моральные нормы должны
быть выводимы из внутренней природы
человека вообще, а не какой-либо единичной
личности. Заратустра между прочим
говорит: «Слушайтесь лучше голоса
выздоровевшего тела: это более честный
и чистый голос». Что же разумеет
Заратустра под «голосом выздоровевшего
тела» (die Stimme des gesundeten Leibes), который
выставляется чистым и неподдельным
выражением внутренней природы человека?
Понятие «тела» (der Leib) имеет у Ницше
особенное значение, более широкое, чем
в каком мы его обыкновенно употребляем.
Это понятие обнимает у него как физическую,
так и психическую сторону, даже
индивидуальное начало «само»
(Selbst). Вообще, оно служит для обозначения
совокупности жизненных проявлений в
человеке, его природных инстинктов,
влечений. Отсюда следует, что «голос
выздоровевшего тела» — это голос
здоровых, не извращенных инстинктов
человеческой природы. Все же жизненные
инстинкты и влечения, по воззрению
Ницше, сводятся к одному основному
стремлению, именно — «воле к мощи»
(der Wille zur Macht), к увеличению жизненной,
творческой силы в индивидууме. «Только
где есть жизнь, там есть также и воля,
но не воля к жизни, а — так учу я, — воля
к мощи» (Wille zur Macht), -говорит Заратустра.
Следовательно, идеалом практической
деятельности, опирающейся на неиспорченные,
природные инстинкты человека, является
осуществление этого основного стремления
человеческой природы, — воля к мощи, —
во всей полноте и совершенстве. Теперь
мы ближе подходим к уяснению содержания
идеала сверхчеловека. Мы узнаем
направление, в котором, по Ницше, должно
двигаться развитие человека. Вместе с
этим пред нами яснее обрисовывается и
конечный пункт этого развития, —
идеальный тип, сверхчеловек. Мы теперь
имеет право так формулировать наше
приблизительное представл
...
Читать дальше »